Момент создания детского ансамбля «Даймохк» пришелся на конец 90-х годов. В октябре 1998 года, после объявления о наборе детей в танцевальную группу, в спортивном зале школы №14 города Грозного яблоку негде было упасть.Кто-то подумает, «танцы» — ну что тут сложного?А ведь хореография — сложная наука, да, именно наука! И освоить ее не каждому дано! Процесс обучения танцам очень кропотлив и сложен. В любой сфере деятельности успех приходит через усилие, через упорство и труд. В хореографии своя специфика и свои требования, и трудиться приходится не меньше, чем в любой другой отрасли, если хочешь добиться резуль¬тата. Выдерживают не все, лишь те, кто искренно любит свое дело. Детская же хореография — это труд втройне тяжелый, это направление в хореографии считается самым сложным в педагогическом аспекте. Для того чтобы научить ребенка правильно держать корпус, выполнять необходимые упражнения, стимулировать работу нужных мышц, недостаточно иметь многолетний опыт. Педагогу-хореографу, работающему с детьми, очень важно и необходимо необычайное терпение, целеустремленность и искренняя любовь к детям. Ребенок очень чутко чувствует отношение к себе, и педагог должен суметь найти подход к нему и помочь раскрыться. Ребенок, как пластилин, он мягок и гибок, но невероятная энергия, таящаяся в нем, часто мешает сконцентрироваться во время занятий. Необходимо дать ребенку понять всю важность того, что он делает, пробудить в нем интерес к танцам. Выход на сцену, внимание со стороны сидящих в зале зрителей невероятно волнуют детскую душу. Огромное счастье, которое испытывает ребенок, стоя на сцене, и является стимулом в его дальнейшем развитии. Когда родители задаются вопросом — куда отдать ребенка и чем занять? — я, как педагог, советую танцы — ведь это тот же спорт! Танцы помогают правильному физическому развитию детей, помогают им раскрыться, почувствовать свое тело. Еще важно, чтобы юные танцоры видели перед собой пример своих старших друзей, на которых можно и нужно равняться, — так поддерживается преемственность поколений. Создавая детский ансамбль «Даймохк», Рамзан Ахмадов применил свою методику преподавания хореографии и постановки танца, основанную на смешивании разновозрастных групп. Такая методика работы — хороший стимул к достижению лучших результатов. Рамзан Аюбович говорит, что для него, профессионального танцора, посвятившего всю свою жизнь любимому делу, было очень интересно видеть на сцене признанных мэтров хореографии. С огромным уважением относясь к профессионалам, он сам трудился в три пота. Свою творческую деятельность Рамзан Ахмадов начал в Урус- Мартановском народном ансамбле песни и танца. Будучи 12-летним мальчишкой увлекся чеченскими национальными танцами. Первый учитель Рамзана, известный в то время педагог Докка Кагиров, сказал: «Сразу обратил внимание на худощавого, стройного, с прекрасным музыкальным слухом мальчика». Уже тогда Докка Кагиров увидел в Рамзане будущего профессионала, и именно от своего первого учителя Рамзан впервые услышал про прославленный «Вайнах». Придя из армии, в 1974 году, Рамзан тайком от родных продолжал заниматься танцами, никто из родственников не одобрял его выбора, считая это не мужским, не серьезным делом. Впоследствии Рамзан познакомился с Тапой Хамидовичем Элимбаевым, который и пригласил его в свой коллектив. Сейчас, спустя много лет, Рамзан вспоминает: «Когда Тапа Хамидович позвал меня в «Вайнах», я серьезно задумался, ведь это уже не самодеятельность, это уже серьезная и каждодневная работа. С одной стороны, не одобрение родных, с другой — страстное желание танцевать. Я был на перепутье! Многие месяцы обманывал родных, говоря, что работаю в Грозном на заводе. Когда правда раскрылась, мне было сказано, чтобы я приобрел серьезную специальность, необходимую в жизни, а не танцами занимался. Чтобы не волновать родных, я заочно поступил в Ростовский институт народного хозяйства. По окончании вуза пробовал уйти из «Вайнаха», но любовь к танцам так и не отпустила меня. В ансамбле «Вайнах» прошла вся моя молодость. «Вайнах» был моим вторым домом, моей второй семьей, 24 года пролетели как один миг — это была хорошая школа! 24 года я был предан «Вайнаху», два из которых был художественным руководителем этого прославленного ансамбля. Никогда не думал куда-то уходить, хотя приглашали много, и совсем не жалею об этом». В роду Ахмадовых никогда не было артистов: только богословы и простые труженики. Правда, в семье почитали искусство, многие и сейчас играют на музыкальных инструментах, любят музыку, песни, танцы. Наверное, в Рамзане отразилась вся эта любовь. Он не раз говорил: «Если бы мне пришлось начать все сначала, я бы повторил все так же! Я очень благодарен Докке Кагирову и Тапе Элимбаеву за то уважение и любовь, которые они привили мне к чеченскому искусству и культуре. Сейчас, перебирая в памяти многие вещи, я задумываюсь — если бы Всевышнему не было угодно, разве Он дал бы мне то, чем я занимаюсь вот уже 45 лет». Хореография очень сложная сфера искусства, которая требует ежедневного преданного служения. Это не просто профессия или работа, которую делает мастер, это образ жизни, душа, потребность творчества, а проще — призвание человека. Вот что рассказывает о себе Рамзан Ахмадов: «Всю свою жизнь с удовольствием занимаюсь хореографией. Я просто забываю обо всем, когда работаю над той или иной хореографической композицией. Мне нравится что-то создавать, искать, находить и развивать новые идеи, я не хочу повторяться, перенимать почерк других хореографов. Я хочу, чтобы наша национальная хореография, как и всегда, имела свое лицо. Каждый народ должен беречь и развивать самобытное танцевальное искусство, ограждая от чужеродных примесей. Очень важно сохранить свое исконное, тогда будет красота, зрелищность, неповторимость. Возьмем, к примеру, осетинский танец — «Симд» — с первых аккордов мы узнаем его — это степенность, красота, величие, как не восхищаться! А кабардинская «Кафа»! В ней история и прелесть культуры народа! Аварский, лакский, даргинский и многие другие танцы народов Дагестана — заряжают своей энергетикой словно искры летят из под ног, даже самого пассивного заводит этот чудесный ритм! А как пленительны абхазские, аджарские, грузинские, армянские танцы! У каждого народа свой неповторимый колорит. Ну как же возможно уничтожать все, синтезируя эти неповторимые шедевры?! С каким восторгом и удовольствием мы смотрим грузинский танец «Кар-тули» — это целая повесть! Да разве есть на Кавказе человек, равнодушный к народным танцам? Конечно, нет!Мы обязаны сохранить неповторимый колорит своих народных танцевальных шедевров. Хочу сказать отдельно о чеченской хореографии. Она настолько многогранна и многокрасочна! Каждый танцующий индивидуален, его танец — это его характер, его чувства. Смотря на танцующего чеченца, можно определить его внутреннее состояние, проявляющееся в минуты наивысшего душевного подъема. С каким достоинством он контролирует свои эмоции. Танцующий чеченец как фейерверк, как вулкан — зрелище просто завораживающее. А неповторимый танец чеченской девушки: она то орлица, защищающая свое гнездо, то лебедь, изящно парящая в небесах, то словно плывет, отражаясь в зеркале озера «Казеной-Ам», то как волшебная фея, плетущая яркий ковер из цветов в альпийских лугах, создает танцевальный букет, пленяющий неповторимой пластикой и грацией. А танцующая пара — подобна поэме, которую хочется читать и читать, снова и снова, восторгаясь сюжетом». В чеченском танце отражена вся история и нелегкая судьба чеченского народа, его прошлое и будущее, а также изумительная природа родного края: горы, водопады, бурные потоки рек, суровые вершины заснеженных скал, вековые башни. В них черпал народ вдохновение и это давало силы жить! Тяжелый исторический путь развития, естественно, оставил свой след на характере, духе, обычаях и традициях, на культуре и искусстве привыкшего выживать в самых суровых испытаниях народа. Чеченский народный танец — кладезь танцевальных элементов, имеющих свои неповторимые особенности, которые отличают его от других. Традиционный чеченский танец не был массовым, массовое исполнение это уже сценическое решение. Хореографы, работающие в Чеченской Республике, имеют широкие возможности, так как материал богатейший, многое еще предстоит изучить, открыть. Нужно только желание! К примеру, я для себя открыла уникальное исполнение народного танца известным артистом Зайнади Эльдиевым: старинный фольклор, совсем неожиданный танцевальный стиль. Теперь я уверена, что «Даймохк» — наше детище, идет правильным путем, и ахмадовская школа — не просто школа танца, а школа жизни, воспитавшая десятки профессиональных артистов, богатая традициями, сложившимися в ходе упорного, многолетнего и бесценного труда, прошедшая сквозь трудности и лишения, но выжившая и заявившая о себе на весь мир! Рамзан Ахмадов — хранитель этих ценных хореографических традиций. «Даймохк» — это не просто имя, в нем созвучие всего: «Земля отцов», «Отчизна», «Родина», «Отечество», «Родной дом», «Мать»! Каждый чеченец, говоря «Даймохк», представляет родную землю, лица родных и близких, а я ко всему этому вижу несущихся в искрометном танце наших юных артистов-«даймохковцев». Мы счастливы, что тогда, в то далекое смутное время, очень правильно сделали, что дали объявление о приеме в детскую танцевальную группу! Детский ансамбль песни и танца «Даймохк — уникальное явление, вместившее в себя историю развития хореографического искусства чеченского народа, отраженную в танцах, музыке и песнях. Его творчество передает неповторимую красоту самобытной чеченской культуры, мастерски переплетая сюжеты из национального фольклора.Выступление «Даймохка» — завораживающее действо, гармонично соединившее уникальные краски музыкального и хореографического искусства», как писала в свое время французская газета «Монд» после концерта юных танцоров из Чечни в Париже. Вот уже 15 лет «Даймохк» выпускает не только хорошо подготовленных артистов, но и просто достойных людей, которые в любой отрасли, где бы ни работали, прекрасно справляются со своими обязанностями. В сфере культуры — в ансамблях «Вайнах», «Нохчо», в Чеченской государственной филармонии — «даймохков-цы» являются примером. «Даймохк» — единственный коллектив в истории чеченской хореографической культуры, которому рукоплескали мировые сценические площадки, включая «Royal Opera House. Covent Garden» (Великобритания). История в 15 лет. Ее страницы, порой грустные, но больше радостные и незабываемые. Возможно, этот контраст, две противоположности давали стимул, двигали вперед. «Я сам не верил в успех, но шел вперед, не останавливаясь и не опуская рук. Я работал, чтобы не погас очаг нашей культуры», — оглядываясь назад, говорит Рамзан. История коллектива берет свое начало в 1998 году — в период духовной пустоты и культурного хаоса. Первые свои шаги первый состав «Даймохка» сделал в школе города Грозного. Затем, чуть позже, Рамзан нашел заброшенное здание, недалеко от микрорайона «Ипподромный», где ранее располагалась районная библиотека, тут продолжил работу уже более-менее сформировавшийся состав. Прострелянная библиотека стала творческой мастерской, в которой стоящий посередине класса столб, поддерживающий кровлю, олицетворял стойкость и выносливость детей и педагогов. Наработанная за 6 месяцев практика дала возможность смело заявить о себе на Республиканском смотре, где коллектив получил первое место. 3 февраля 1999 г. — дата, с которой начинается отсчет истории коллектива. Именно в этот день ансамбль дал первый открытый урок для пришедших двухсот детей, оставшихся без детства, с психологической травмой, нанесенной войной. Отобрав около шестидесяти детей, мы с коллегами- единомышленниками начали закладывать первооснову ансамбля, дав ему самое дорогое имя — «Даймохк» («Земля отцов»). Но вскоре началась вторая военная кампания, которая разбросала нас, как осколки, по разным углам страны. Кто уехал вглубь России, кто за границу, мы перебрались в Ингушетию. Непривыкший сидеть без дела Рамзан страдал от бездействия, и все время искал возможность, чем помочь таким же как он артистам, оказавшимся волей судьбы в Ингушетии. К нам часто приходили наши друзья, как правило, речь всегда шла о танцах, музыке, об искусстве. Однажды в новогоднюю ночь (2000 г.) мы смотрели телевизор, показывали какой-то детский коллектив. У Рамзана в глазах были слезы, я помню, он сказал тогда: «Хорошо работают дети, но наши танцевали лучше. Я не могу сидеть сложа руки, надо что-то делать!». Мы решили дать объявление на ингушское телевидение с праздничным поздравлением для «даймохковцев», надеясь, что кто-нибудь из наших нас услышит. И вот чудо! Со следующего дня к нам стали приходить наши дети, которые как и мы, оказались в Ингушетии. Рамзана пригласили на какую-то встречу в гостинице «Асса», там он и встретил человека, сыгравшего важную роль в нашей судьбе, кому были понятны боль и переживания Рамзана. Понимая, что духовный голод не менее страшен, чем физический, Рамзан начал поиски наших учеников в разных уголках двух республик. Кого-то нашел в палаточных лагерях Ингушетии, кого-то в пылающей Чечне, чтобы спасти от угрозы духовной смерти не только ребят, но и тысячи будущих зрителей «Даймохка», которые будут питаться красотой, создаваемой на сцене юными танцорами. Многих детей мы собрали у нас на съемной квартире, и понемногу начал продвигаться наш репетиционный процесс. Репетировали где придется — под навесом, а порой просто под открытым небом. В наших танцах не было безысходности, в них были просветление и надежда. Наши танцы повествовали о сохранении человечности в бесчеловечных условиях и надежду на будущее давал нам танец. «Моей главной целью было противопоставить уродству войны красоту культуры нашего самобытного народа», — в своем первом интервью сказал Рамзан. Помощь в реализации этой замечательной инициативы оказал руководитель международной благотворительной организации «Центр миротворчества и общественного развития» — Крис Хантер. С этого момента начались дни, часы, минуты, секунды, наполненные творчеством. Коллектив удалось собрать в интернате в городе Назрани. Подключив к процессу некоторых своих друзей по ансамблю «Вайнах», Рамзан поставил перед нами задачу — вырваться на Международный фестиваль-конкурс в Турции. Собралась группа из 52-х человек, из них 15 артистов ансамбля «Вайнах». Была подготовлена концертная программа, в которой участвовали и дети, и взрослые. Рамзан еще пригласил в группу канатоходца, мастера циркового искусства (Усман Дадаев). И теперь встал вопрос, как выехать на этот фестиваль, ведь у большей части участников не было заграничных паспортов. И тут Рамзан обратился за помощью к Президенту Ингушетии Руслану Аушеву, написав на его имя письмо. К удивлению, ответ не заставил себя долго ждать. Через несколько дней Рамзана пригласили в правительство Ингушетии, чтобы он разъяснил цель поездки и предоставил списки выезжающих. За неделю вопрос с заграничными паспортами для нашей делегации был решен. Мы с благодарностью вспоминаем Руслана Аушева за его благородный поступок. Тогда, в разгар войны в Чеченской Республике, очень трудно было получить даже российский паспорт, не говоря о заграничном.2000 году Турецкая публика с восторгом встречала нашу делегацию, на всех концертах и маленькие танцоры, и взрослые профессиональные артисты приводили в восторг зрителей своим искусством. Воодушевленные таким приемом мы прошли победным шествием по нескольким фестивалям в разных городах Турции: Ялова, Кю-тахия, Стамбул. Это было хорошим стимулом для дальнейшего совершенствования. И взрослые, и дети возвращались из Турции в Ингушетию, окрыленные успехом. Однако беженская жизнь вносит свои коррективы. Разъехались взрослые участники делегации, детей забрали родители, и опять наша семья осталась сама в Назрани. Ведь такую массу детей нужно было содержать, пришлось всех распустить. Потянулись грустные месяцы. Только специалисту понятно, что значит для танцора перерыв в занятиях. После упущенного времени все надо начинать с нуля. Что делать дальше? Рамзана мучила неопределенность и безысходность: в Чечне шла война, некуда было возвращаться, а сидеть без дела он просто не мог. Поступало много предложений от министерства культуры Ингушетии, от многих зарубежных организаций об устройстве его на работу, но он все время думал о своем коллективе, о своих юных артистах. Ему хотелось многое для них сделать, но он был бессилен перед бессмысленной и жестокой войной, уносящей сотни жизней. Говорят, дети — цветы жизни, но когда эти цветы вынуждены пробиваться к свету сквозь ужасы войны, это невыносимо больно и страшно. Съемная квартира в Назрани, долгие недели размышлений и, вот, поиски выхода дали результат, ведь, успех любит трудолюбивых и целеустремленных. Случайно в Назрани Рамзан встретил руководителя немецкой организации «Матери за мир» Барбару Гладиш. Добрейшей души человек, удивительная женщина, они с Рамзаном часами говорили о детях, о чеченской музыке, танцах. Барбаре было интересно все. Будучи прекрасным психологом, она сразу поняла Рамзана, почувствовала его боль и переживания, его желание хоть чем-то помочь своему народу в трудный час. Барбара Гладиш предложила Рамзану провести Неделю чеченской культуры в городе Дюссельдорф (Германия). Это предложение было очень привлекательным, но как это сделать? Ведь на поездку в Германию нужны немалые средства. На помощь тогда опять пришел Крис Хантер. Он предложил Рамзану и Барбаре Гладиш объединить усилия и создать совместный проект, предусматривающий выезд ансамбля «Даймохк» в Кабардино-Балкарию для подготовки коллектива. Теперь Рамзана ждало самое сложное — собрать детей. Ведь после поездки в Турцию прошло несколько месяцев. Опять поездки в пылающую Чечню, блокпосты, бесконечные проверки, обстрелы города с земли и воздуха, все это нужно было пройти.Дети — это будущее народа, и его нужно сохранить, чего бы это ни стоило, чистым и светлым, оберегая от окружающего негатива и грязи, чтобы не поколебать в маленьких сердцах детей веру в людей. У нас никогда не стоял вопрос трудоустройства, приглашали в разные регионы России, где нас знали, звали в Турцию, Москву. Но Рамзан ни разу даже не заикнулся о том, что нужно куда-то уехать, он всегда говорил: «Вот закончится все, и мы вернемся домой, в Чечню, другого дома у нас нет». Можно много говорить о патриотизме, о любви к Родине, но измеряется это чувство только делами и как человек ведет себя в экстремальной ситуации. Неимоверными усилиями нам удалось собрать большую часть детей на съемной квартире в Назрани и привлечь к репетиционному процессу профессиональных музыкантов из Государственного ансамбля танца «Ингушетия» — Юсупа и Гирихана и своих давних товарищей по ансамблю «Вайнах», музыкантов Лом-Али Усманова, Турко Хасимикова и др. С помощью Криса и Барбары всех удалось вывезти в город Нальчик (КБР). В знаменитом гостиничном комплексе «Нарт» началась интенсивная работа, которая шла с раннего утра и до позднего вечера. Жесткая дисциплина и репетиции, репетиции, репетиции… За период подготовки к фестивалю в Германии коллектив «Даймохка» сильно сплотился. Руководители и ребята до поздней ночи работая в репетиционном зале, валились с ног от усталости, но получали от этого колоссальное удовольствие. На общем собрании ансамбля Рамзан сказал нам о том, что впереди нас ждут трудности, так как Чечня пылает в огне, все мы лишены дома, вынуждены находить временные убежища в разных регионах России, но, тем не менее, мы должны выстоять ради своего будущего и будущего своего народа. И на этом пути он не будет жалеть ни себя, ни нас. Так, 2 декабря 2000 года ансамбль «Даймохк» приехал на фестиваль в Германию, где давал по два-три концерта в день. Дети не знали усталости. На их лицах было огромное счастье от того, что они представляли культуру своего многострадального народа на самых лучших площадках Германии. «Чеченцы производят фурор!!! Это необыкновенное зрелище!..», — писала немецкая пресса после сольного концерта на сцене Немецкой государственной оперы (Deutsche Staatsoper Unter Linden). Повышенное внимание и теплый прием были обусловлены не только интересом к чеченскому хореографическому искусству, но и мастерством юных танцоров. Устроители фестиваля старались, чтобы дети хотя бы на некоторое время забыли о войне на родине, о трагедии народа, которая длилась не первый год. Детей приглашали на творческие встречи в школы, водили в музеи, на экскурсии. Организаторы не ограничивались проведением концертов, после них было живое общение с немецкими школьниками, которое способствовало сближению и тесному знакомству. Из Германии мы возвращались с памятными дипломами, подарками и ценным воспоминанием — газетой со статьей «Даймохк покоряет мир!». Мы ехали домой окрыленные успехом, но при этом никто не подозревал о том, что мы сделали первый шаг навстречу европейскому успеху и открывшемуся перед нами широкому горизонту мира. «Даймохком» стала интересоваться мировая пресса, о коллективе начали снимать фильмы, о его существовании узнали за рубежом. Все это стимулировало к дальнейшему профессиональному развитию. Вернувшись в родной дотла сожженный Грозный, мы продолжали кропотливую, серьезную работу. Репетиции в простреленной грозненской школе №14, аварийный зал, в котором протекала крыша, а занятия ограничивались световым временем суток (не было электричества), стали для нас духовным убежищем. Несмотря на нечеловеческие условия, дети продолжали занятия — они знали, что впереди множество поездок, концертов, фестивалей, ответственных мероприятий, к которым «Даймохк» всегда должен быть готов. И вновь танец давал надежду на будущее. «Создавая хореографический текст композиций, я пытался сохранить пластическую и неутомимую нить, раскрывающуюся в бесконечном танцевальном потоке», — вспоминает Рамзан. Танцы ансамбля продумывались до мелочей и хорошо прорисовывались, перенося на сцену язык национальных исполнительских традиций. В 2001 году «Даймохк» выступал перед учащимися и учителями Грозненской школы №14, где присутствовали также простые жители Грозного, родители детей, которые бурными аплодисментами приветствовали ансамбль. Тогдашний министр образования Чеченской Республики Лема Дадаев с восторгом отозвался о юных танцорах, благодарил их за великолепное выступление и пожелал «Даймохку» больших успехов в будущем. В том же 2001 году ансамбль «Даймохк» получил приглашение на международный фестиваль детского фольклора, ежегодно проходившего в городе Сант-Мексен- Ликоль во Франции. В конкурсе принимали участие представители 50-ти стран мира. Стадион, где проходил фестиваль, был заполнен до отказа. Программа «Даймохка» сильно заинтересовала не только зрителей и жюри фестиваля, но и других участников, ансамбль явно выделялся на фоне выступлений других коллективов, участвовавших в фестивале. Программа ансамбля как многофигурная сага держала внимание зрителей «От» и «До», увлекая самобытным прочтением национальной темы. Представленные хореографические композиции «Ц1еран суй», «Жа 1уй», «Нохчийн амал», «Дошлой», «Хазалла», захватывали французскую аудиторию психологической силой. И результат — Главный приз фестиваля. Экспрессивные и убедительные мужские партии завораживали вдохновенным и утонченным выражением сути психологических состояний. А женские — изяществом и культурой танца, его интеллигентностью. Каждая техническая комбинация, показанная на сцене, получала триумфальный прием. Успех был ошеломляющий. И это говорило о многом и важном. «На сцене дети проявляют ослепительную энергию», — писала Катрин Бедарида в «Le Monde» в статье «Танцы под бомбами в Чечне». После выступления ансамбля во Франции на имя министра культуры Чеченской Республики (в то время Осмаева Мов- лы Камиловича) пришло письмо от Аурелли Кампано — ассистента профессора Страсбургского института политических наук, которая писала: «…я особенно думаю о гастролях ансамбля «Даймохк». Это хороший путь к познанию, разговору о событиях в Чеченской Республике и к поддержке решения «чеченской проблемы»…». Труд коллектива был оправдан: «Даймохк» стал фаворитом фестиваля. Специально для чеченского ансамбля организаторами фестиваля была устроена экскурсия по главной достопримечательности страны — Парижу. Вот тут-то и произошло парижское чудо! Ансамбль попросили дать сольный концерт, на который были приглашены представители театральной общественности, среди которых Мишель Пикколи, Патрис Шеро, кинорежиссер-документалист, автор нескольких документальных фильмов, всеми обожаемая французская журналистка Милен Солуа, также известная актриса Джейн Биркин. «Такого темперамента и энергии в Европе не видели очень давно. Это послы, которые источают мир!», — говорила актриса, впечатленная увиденным и потрясенная высоким мастерством маленьких исполнителей. Джейн Биркин приложила все усилия, чтобы французская публика увидела уникальное действо чеченских танцоров на одной из знаменитых площадок Парижа. Там и произошло знакомство «Даймохка» с легендой режиссуры XX века, классиком французского театра Арианой Мнушкиной (Dariane Mnouchkine), принадлежащей к числу немногих живых икон мировой сцены, стоящих в одном ряду с Ритером Бруком и Львом Додиным. Театр Theatre du Soleil является самым ярким, глубоким и современным в мире, «он ослепляет своей смелостью, возвышенностью помыслов и глубиной чувств, расположенный на окраине Парижа, он оказывается в самом центре театральной мысли и открывает новый сценический взор». 18 июля 2001 года впервые на сцене одного из самых знаменитых современных театров Европы Theatre du Soleil коллектив детского ансамбля «Даймохк» представил целый хореографический спектакль, повествующий о национальных традициях и обычаях чеченского народа. «Чеченские виртуозы на сцене творят чудеса», — писали СМИ. Искушенный французский зритель стоя аплодировал сценическому мастерству и динамичному темпераменту, отточенной технике танцоров. «Они покорили Париж!..», — писали французские «Le Monde» и «Liberation». Все номера зрители встречают с восторгом. В газетах, телевизионных выпусках — восхищение по поводу оригинальности танцевальных композиций, стремительности движений девушек и юношей, которые буквально вырвались из «ада войны» в цивилизованный мир, демонстрируя характер, силу духа своего народа. «Спектакль ансамбля «Даймохк» был великолепен: гуттаперчевые мальчики и девочки танцевали с таким задором и живостью, так лихо скрещивали высекавшие искры сабли и скакали вприсядку, что зал взрывался аплодисментами после каждого номера. После спектакля детей без конца вызывали на «бис»…», — писала Г. Аккерман во французской прессе, а кинорежиссер- документалист Милен Солуа сняла фильм «Танцующий Грозный». После выступления «Даймохка» в Париже духом ансамбля прониклась и сама Ариана Мнушкина, которая не раз выступала в жанре политического манифеста. «Что я могу сделать для этих детей? У меня нет политической власти, я не могу повлиять на их судьбы, я могу только рассказать об этом…». Так возник проект спектакля о современных беженцах «Последний караван-сарай», который, как писала французская газе¬та Le Monde, «заставляет нас заново обрести человечность». Следующим местом зарубежного путешествия ансамбля стала Гаага, где перед участниками всемирного конгресса «Мир и духовность» «Даймохк» дал успешный сольный концерт. И снова восторженный прием зрителей, и снова слезы радости. Мы всегда домой возвращались, чтобы пропитаться духом Родины, и, набравшись сил, снова и снова выплескивали эмоции в своей технике, пластике, темпераменте, вытекающем из природы чеченского характера. В 2002 году 9 мая на стадионе «Динамо» города Грозного был организован праздничный концерт, в котором принимал участие и «Даймохк». Вдруг рядом со стадионом произошел взрыв, зрители в панике бросились с трибун, но юные танцоры продолжали работать. Видя танцующих детей, люди возвращались на свои места. Овации были ошеломительные, «Даймохк» снова и снова приветствовали восторженные зрители. Еще гремели взрывы, еще продолжались бессмысленные убийства, но маленькие артисты танцевали, воспевая в своем танце гимн жизни! Летом 2002 года все гастроли с «Даймохком» работала съемочная группа Голландской компании «Зип-перс». В результате и возник проект «Проклятые и благословленные», получивший множество призов на разных кинофестивалях. Удивительно тактичные люди, мы ни разу не почувствовали неудобства от их присутствия рядом, они делали свою работу настолько профессионально, настолько влились в атмосферу «Даймохка», что мы считали их частью коллектива. Иос, Мария, Том и другие ребята стали для нас близкими друзьями, при расставании плакали и дети, и взрослые. Вернувшись с гастрольного тура, осенью «Даймохк» совместно с Комитетом молодежи провел ряд акций, одной из которых была «Дети Чечни против террора» в ДК «Оргтехника». Полным ходом шел концерт, когда до нас дошел слух, что в зале присутствует Глава Чеченской Администрации Ахмат-Хаджи Кадыров. Оказывается, узнав об этой акции, он просто не смог не придти. В конце, подняв¬шись на сцену, Ахмат-Хаджи тепло и сердечно благодарил всех. В растроганных чувствах он благодарил детей, благодарил Рамзана за его труд, за то, что эти дети прославляют нашу культуру, наш народ. Он сразу узнал Рамзана, его слова: «А тебя я знаю, ты танцевал с кинжалами, я вижу какая это трудная работа, какая подготовка у детей, какие костюмы! Я знал, что в Москве есть «Ловзар», но не знал, что тут в Грозном есть «Даймохк». Зал ДК был полон зрителей, среди которых было много наших родителей. Мы и сейчас часто вспоминаем тот удивительный день и слова, которые он сказал Рамзану: «В любое время, ты слышишь?! В любое время дня и ночи ты мой гость!».